Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия

Онлайн-конференция на тему: "Проблемные вопросы ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено"

23 мая 2017 14:00 - 23 мая 2017 17:00

Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу проводит во вторник, 23 мая 2017 г., с 14:00 до 17:00 (время местное) онлайн-конференцию с операторами связи, предоставляющими доступ к сети «Интернет», по проблемным вопросам ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обращаем внимание, что поступающие вопросы проходят предварительную модерацию с целью определения их соответствия тематике конференции, исключения повторов и т.д.

Ответы, которые специалисты не успеют предоставить в отведенное для онлайн-конференции время, будут опубликованы позже, по мере готовности.

Убедительная просьба к авторам вопросов указывать наименование ЮЛ или ИП.

 Вопросы на онлайн-конференцию будут приниматься по электронной почте в период проведения конференции.

Участники конференции

Щуров Валерий Анатольевич
Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу
Солодкий Виктор Васильевич
Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу – начальник отдела государственной службы, кадров и правового обеспечения
Михеев Владимир Игоревич
Начальник отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу
Бойцов Вадим Сергеевич
Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО
Таскаев Дмитрий Александрович
Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО
  Чернышов Александр Васильевич
Заместитель начальника Управления по надзору в сфере информационных технологий Роскомнадзора

Вопросы

21
Джон Малкович
Имеет ли смысл при блокировке доступа к запрещенному ресурсу вообще, в принципе, ориентироваться на IP адрес, который имеет свойство меняться, да и есть такая вещь, как "виртуальный хостинг", когда на одном IP размещено множество, в т.ч. легальных, ресурсов. Доменного имени и URL более, чем достаточно, а IP нужно из реестра исключить.
Михеев Владимир Игоревич, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу

В соответствии с Постановлением  Правительства от 26.10.2012 N 1101 в Единый реестр вносятся доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

20
ООО "УЭХК-ТЕЛЕКОМ"
С целью замены существующей системы фильтрации Интернет трафика требуется тестирование программно-аппаратных решений предлагаемых на рынке. Возможно-ли использовать для тестирования новых программно-аппаратных стендов фильтрации трафика еще один экземпляр агента АС "Ревизор" и обеспечить формирование дополнительного "отладочного" отчета в личном кабинете до момента внедрения новой (модернизированной) системы блокирования Интернет ресурсов?
Бойцов Вадим Сергеевич, Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

Да, филиал ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Уральском федеральном округе предоставляет тестовые программные агенты АС "Ревизор" для тестирования и отладки систем фильтрации операторов.
Обратитесь в подразделение мониторинга интернет-ресурсов в филиале ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Уральском федеральном округе, ufoRevizor@urfc.ru, тел. (343) 278-19-05, вн. 1984 или 1953.

19
ИП Смарыга Максим Андреевич
Зам. руководителя Роскомнадзора О.А. Иванов письмом от 21.03.2017 № 07ИО-23952 установил, что нельзя привлекать к ответственности за неограничение доступа к ресурсам, выявленное при помощи программного "Ревизора". Почему, несмотря на письмо, управления всё равно составляют протоколы по программным "Ревизорам"?
Щуров Валерий Анатольевич, Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу

Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований  в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008, в практике Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу с апреля 2017 нет административных производств в отношении операторов связи, на сетях которых установлен программный агент "Ревизор".

18
ООО "УЭХК-ТЕЛЕКОМ"
Если в отчете не все символы URL совпадают с URL указанным в Едином реестре, блокировать URL указанный в отчете правомерно?
Бойцов Вадим Сергеевич, Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

Блокирование ресурсов, не включенных в Реестр, не допускается.

17
ООО "УЭХК-ТЕЛЕКОМ"
Все-ли записи о нарушения отраженные в отчетах являются свидетельством выявленного нарушения и могут быть использованы для привлечения к административной ответственности?
Бойцов Вадим Сергеевич, Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

В процессе работы агент АС <Ревизор> получает список ресурсов для осуществления проверки от сервера АС <Ревизор>. Указанные списки для проверки формируются автоматически на основании данных Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети <Интернет> и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети <Интернет>, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по времени включения ресурсов в реестр, а также информации о времени осуществления выгрузки реестра запрещенных ресурсов оператором связи с серверов Роскомнадзора. В результате выполнения задачи выявляются признаки нарушений. Информация о выявленных признаках нарушений доступна операторам связи посредством формирования запросов в личном кабинете оператора связи на портале АС <Ревизор> (https://portal.rfc-revizor.ru).
В целях повышения точности работы системы, любой признак нарушения проверяется в несколько этапов и фиксируется несколькими методами (html-страница запрещенного ресурса, скриншот запрещенного ресурса с дополнительной технической информацией и json данные).
В ходе проверки записи, не подтверждающие факт нарушения, исключаются.

16
ООО "УЭХК-ТЕЛЕКОМ"
Правомерно-ли блокирование Интернет ресурсов по IP-адресам перечисленным в отчетах, но отсутствующим в Едином реестре?
Таскаев Дмитрий Александрович, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

Оператор связи обязан блокировать доступ к тем запрещенным ресурсам, которые включены в Реестр. Рекомендации по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» утверждены распоряжением Роскомнадзора от 7 июля 2016 г. № 8. Данные рекомендации размещены на сайте Роскомнадзора https://eais.rkn.gov.ru/docs/Rekomendation.pdf
Блокирование ресурсов, не включенных в Реестр, не допускается.

15
ООО "УЭХК-ТЕЛЕКОМ"
В отчетах по блокировкам, иногда указываются IP-адреса отсутствующие в Едином реестре. С целью своевременной блокировки Интернет ресурсов по IP-адресу, прошу Вас дать разъяснения, где и как можно получить перечень актуальных IP-адресов если их нет в Едином реестре?
Таскаев Дмитрий Александрович, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

АС "Ревизор" работает по принципу обычного абонента: получает IP-адрес запрещенного ресурса от службы DNS оператора связи и следует всем перенаправлениям и командам сервера ресурса. Методы получения актуальных IP-адресов остаются на усмотрение самого оператора связи. Главная задача - не допустить просмотр запрещенных интернет-ресурсов абонентами.

14
Андрей
Добрый день, уважаемые участники конференции! Штрафовать или не штрафовать? Я предлагаю рассмотреть вопрос смягчения условий наложения реального денежного штрафа. Как можно наказывать того, кто не имеет злого умысла в совершении правонарушения? Ревизор обнаружил пропуски в блокировке запрещенных сайтов в сети провайдера из-за технических неполадок. Направил уведомление провайдеру. Неполадки были исправлены. Суть блокировки доступа к запрещенной информации соблюдена. А что у нас? Ревизор прогнал базу запрещенных сайтов, зашел на сайты, на которые кроме него никто и не заходит - и тут же дело завели! У нас правовое государство? Вам не кажется, что сначала нужно доказать вину, а затем применять штрафные санкции? А в чем может быть виноват провайдер, в сети которого ревизор увидел пропуски, если доступ к этим сайтам не был открыт умышленно? Нет злого умысла, откуда состав преступления? Штраф должен налагаться только в единственном случае - если провайдер УМЫШЛЕННО откроет доступ к определенным запрещенным сайтам и будет доказана УМЫШЛЕННОСТЬ этого действия. Сейчас же за ошибки в системе блокировки провайдер обязан платить. Какой-то узаконенный рэкет. Роскомнадзор заинтересован в том, как срубить денег с провайдеров? Или в работе над тем, чтобы доступ к запрещенной информации на территории Российской Федерации был закрыт? Если первое, тогда все понятно. Если второе, то почему сразу штраф? В чьих это интересах? Должно быть так: 1. Ревизор обнаружил пропуски 2. Уведомил провайдера 3. Провайдер исправил ситуацию Если провайдер игнорирует уведомление и не принимает действий, направленных на устранение пропусков, тогда и только тогда можно говорить о штрафных санкциях! Закон должен быть суровым, но справедливым. В текущей же редакции о справедливости речи не идет!
Солодкий Виктор Васильевич, Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу – начальник отдела государственной службы, кадров и правового обеспечения

Управление, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, вместе с тем, не наделено полномочием на вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности (операторов связи).

Соответственно, вопросы организации операторами связи работы по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации находятся в исключительной компетенции указанного оператора связи.

Вместе с тем, Управление (его должностные лица), как орган, наделённый полномочием на возбуждение дела об административном правонарушении при непосредственном обнаружении признаков административно-наказуемого деяния, обязан принять обоснованное процессуальное решение: в установленном порядке составить протокол или по перечню оснований, предусмотренных КоАП РФ вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях  ответственность, за которые предусмотрена статьёй 13.34 КоАП РФ. подсудны соответствующему мировому судье. Соответственно, к исключительной компетенции указанного судьи относится рассмотрение по существу конкретного дела об административном правонарушении, при рассмотрении которого учитываются как отягчающие, так и смягчающие обстоятельства, в том числе: степень виновности лица, привлекаемого к ответственности, формы вины, наличие (отсутствие) умысла, условия крайней необходимости, предпринятые им меры по исправлению допущенного нарушения, признание вины, и др.

Кроме того, в КоАП РФ законодателем предусмотрены специальные нормы, такие как статья 2.9 (возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения), статья 4.1.1 (замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением), которые при представлении лицом, привлекаемым к ответственности соответствующих доказательств, позволяют максимально учесть все обстоятельства совершенного правонарушения, личности лица, совершившего правонарушение и вынести справедливое решение.

Следует заметить, что применение вышеупомянутых смягчающих норм, предусмотренных КоАП РФ в полной мере возможно при реализации непосредственно лицом, привлекаемым к ответственности прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

13
Алексей Карпов, ООО "Компания "Электрон-Сервис"
1. В январе-феврале текущего года были проблемы с получением выгрузки реестра запрещённых ресурсов. Будут ли они повторяться? 2. 15 мая произошла атака на ресурсы радиочастотного центра, что привело к невозможности получения отчётов агента Ревизор по качеству блокировки. Возможны ли подобные проблемы в дальнейшем?
 Чернышов Александр Васильевич, Заместитель начальника Управления по надзору в сфере информационных технологий Роскомнадзора

1. Кратковременные проблемы с получением выгрузки из Единого реестра в январе-феврале текущего года были связаны с попытками неправомерных воздействий на ресурсы Роскомнадзора в сети Интернет. Были предприняты дополнительные технические  меры для обеспечения их безопасности и снижения риска повторного нарушения функционирования механизма получения выгрузки. Вероятность возникновения подобных проблем в дальнейшем крайне низкая.

2. DNS атака, осуществленная 15.05.2017 на стороне интернет-ресурса www.ncsmedia.ru, коснулась исключительно тех операторов связи, которые ограничивают доступ к работающему по протоколу HTTPS интернет-ресурсу путем блокировки его ip адреса целиком, а не на уровне DNS запроса. В связи с чем Агенты, установленные на сетях данных операторов связи, потеряли связь с ЦУ АС «Ревизор». Операторы связи, осуществляющие фильтрацию путем блокировки всего ip, были оперативно уведомлены работниками филиалов ФГУП «РЧЦ ЦФО», а ресурс, осуществивший DNS атаку, разделегирован в связи с многочисленными нарушениями. По итогам анализа DNS атаки было установлено, что недоступность отчетов в ЛК была связана с проблемой взаимодействия АС «Ревизор» и портала оператора связи через сеть ПАО «Ростелеком», которая была устранена 15.05.2017 на стороне ПАО «Ростелеком» и не связана с DNS атакой.  Вероятность возникновения подобных проблем в дальнейшем крайне низкая.

12
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
В случае наличия в реестре ресурса с заполненными атрибутами: IP адрес, домен, страница, имеет ли оператор право (и на каком основании) продолжать блокировать ресурс при изменения IP адреса?
Таскаев Дмитрий Александрович, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

Доступ к запрещенному интернет-ресурсу должен быть ограничен не только для IP-адресов, получаемых из DNS-запроса, но и для тех, которые содержали данный ресурс на момент его внесения в реестр. Данная норма устанавливается п. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

11
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
Добавить возможность автоматизировать подачу запросов на качество блокировок и их выгрузку
Таскаев Дмитрий Александрович, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

У нас имеется ряд запросов на доработку системы в плане улучшения взаимодействия с операторами связи. Данные запросы обязательно будут рассмотрены и учтены при разработке технического задания на доработку системы в будущем

10
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
Добавить в личном кабинете оператора возможность запустить внеочередную проверку выявленных незаблокированных ресурсов.
Бойцов Вадим Сергеевич, Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

На текущий момент операторы не могут самостоятельно запускать проверки, но могут ознакомиться с подробными результатами в личном кабинете. Для проведения внеочередной проверки Вам необходимо обратиться в подразделение мониторинга интернет-ресурсов в филиале ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Уральском федеральном округе, ufoRevizor@urfc.ru, тел. (343) 278-19-05, вн. 1984 или 1953.

9
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
При наличии в отчете по блокировкам большого количества записей, часть записей при выгрузке обрезается, поэтому оператор не имеет возможности убедится в отсутствии пропусков в последующих проверках в рамках текущих суток.
Бойцов Вадим Сергеевич, Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

В этом случае Вам необходимо обратиться в подразделение мониторинга интернет-ресурсов в филиале ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Уральском федеральном округе, ufoRevizor@urfc.ru, тел. (343) 278-19-05, вн. 1984 или 1953.

8
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
Предлагаю начинать проводить проверку сайтов с момента появления в реестре, а наказывать операторов спустя сутки, это позволит операторам своевременно отреагировать на пропуски в блокировке сайтов.
Бойцов Вадим Сергеевич, Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

У оператора связи есть сутки для того, что бы заблокировать новые ресурсы, добавленные в реестр. Именно с такой задержкой их проверяет АС "Ревизор". Также нужно обратить внимание на то, что ресурсы, добавленные в реестр в соответствии с 398-ФЗ, проверяются с задержкой в час. С этим же сроком их должны блокировать операторы связи.

7
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
Из каких средств оператор должен компенсировать затраты на размещение аппаратной версии ревизора.
Таскаев Дмитрий Александрович, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

Агенты АС "Ревизор" передаются операторам связи в безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 5 ст. 46 ФЗ <О связи> оператор связи обязан обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
Компенсация затрат на размещение агента законом не предусмотрена.

6
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
В связи с чем проводится замена программных комплексов "Ревизора" на аппаратные, и имеет ли оператор отказаться от установки аппаратной версии при наличии программной?
Бойцов Вадим Сергеевич, Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

В соответствии с порядком предоставления операторам связи технических средств контроля, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 17 июля 2014 г. N 103 оператор связи должен установить на узлах связи сети связи технические средства контроля. Программный агент АС "Ревизор" техническим средством контроля не является.
Отказ от установки технических средств контроля приказом N 103 не предусмотрен.

5
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
Можно ли внести уточнение в закон позволяющее не включать в реестр записи не соответствующие требованиям RFC, их все равно невозможно заблокировать, но их наличие может привести к потенциальным сбоям систем фильтрации установленных у провайдеров.
Щуров Валерий Анатольевич, Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу

Включение в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию  и исключение доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с Постановлением  Правительства от 26.10.2012 N 1101.

4
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
Реестр в настоящее время имеет существенный объем, когда вы начнете его чистить от неактуальных записей
Михеев Владимир Игоревич, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу

Исключение доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператором реестра в соответствии с Постановлением  Правительства от 26.10.2012 N 1101.

3
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
В связи с особенностями работы системы DNS серверов, оператору невозможно своевременно получить полный список актуальных IP адресов запрещенных ресурсов, можем ли мы надеятся на появления централизованного сервиса который бы на основании информации поступающей от АПК "Ревизор" вел бы актуальный список IP адресов запрещенных ресурсов.
Бойцов Вадим Сергеевич, Начальник управления информационных технологий филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО

Реестр ЕАИС содержит всю необходимую информацию для организации блокирования запрещенных интернет-ресурсов. Оператор связи обязан блокировать все IP-адреса запрещенного интернет-ресурса, а не только те, которые указаны в реестре. Если запрещенный интернет-ресурс сменил IP-адрес на отличный от записи в реестре, то абонент и АС "Ревизор" увидят запрещенный интернет-ресурс.
Оператору необходимо предпринять все возможные меры для того, что бы абонент не смог получить доступ к запрещенному интернет-ресурсу. Методы данных мер остаются на усмотрение самого оператора связи.

2
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
Понесет ли ответственность оператор за не выгрузку списка, но при этом блокировка сайтов по единому реестру осуществляется им в полном объеме?
Солодкий Виктор Васильевич, Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу – начальник отдела государственной службы, кадров и правового обеспечения

Федеральным законом от 22.02.2017 № 18 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ дополнен статьёй 13.34, которая вступила в силу с 25.03.2017.

Санкция статьи 13.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Иными словами, для наступления оснований для привлечения к ответственности по указанной специальной норме КоАП РФ, обязательно наличие отсутствия ограничения (или возобновления) доступа к соответствующему Интернет-ресурсу.

1
ЗАО "АКАДО-Екатеринбург"
Когда появится возможность инкрементной загрузки списка запрещенных сайтов?
Михеев Владимир Игоревич, Начальник отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу

Включение в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию  и исключение доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператором реестра в соответствии с Постановлением  Правительства от 26.10.2012 N 1101.